Бджільництво в Україні
<RETURN TO ENGLISH VERSION>  <ПОВЕРНУТИСЬ ДО УКРАЇНСЬКИХ СТОРІНОК>  <ВЕРНУТЬСЯ К РУССКИМ СТРАНИЦАМ>
НЕ СЛАДКО!

Автор: Сергей Крапива. 
Фото: Геннадий Минченко и автор.

Журнал "БИЗНЕС" № 38, 20 сентября 2004 года

Ситуация на рынке.
Во времена СССР Украина входила в пятерку мировых лидеров пчеловодства: на нее приходились одна девятая количества пчелиных семей (5 млн.) и одна седьмая объемов производства меда (60 тыс.т.). По данным БИЗНЕСа, сегодня в Украине разведением пчел и производством меда занимаются около 700 тыс. пасечников, 90% которых — частные предприниматели и любители. Они-то и не дали погибнуть “сладкому” производству. Несмотря на то что в 2002-2003 гг. из имевшихся 4 млн пчелосемей было утрачено около 50%, в 2004 г. их численность вновь достигла 3 млн. А объем товарного производства меда по сравнению с 2003 г., по словам участников выставки, увеличился на 10%. Согласно осторожным прогнозам Леонида Боднарчука, директора Института пчеловодства, сбор меда в этом году составит не менее 40 тыс.т. 
Особенностью украинского пчеловодства является мелкотоварное производство: если количество небольших пчеловодческих хозяйств ежегодно увеличивается на 10-15%, то крупных предприятий больше не становится. Ведь в Украине пчеловодство — скорее промысел, нежели бизнес. Недаром 80% участников выставки представляли мелкие и средние пасеки. Среди медовых монстров “засветились” лишь оптовые компании “Бартник” (г.Изяслав), “Медодар” (г.Киев), а также фирма “Нектар” (г.Черкассы), занимающаяся разведением пчелосемей. Из производителей инвентаря и оборудования — кировоградская “Ось”, харьковская “Мелиса”, промышленные пчеловодческие объединения Киева и Хмельницкого, Союз пчеловодов Житомира.
Структура продаж продукции пчеловодства, %

Структура рынка пчеловодства, %

По данным БИЗНЕСа.
Проблемы
    Как сказал один из участников выставки, “Украина может за 3-4 года залить медом всю Украину и Европу”, если бы не проблемы со сбытом продукции на внутреннем и внешнем рынках. Настоящим камнем преткновения для предпринимателей является реализация меда через торговые сети в розлив. В поисках выхода более шустрые пчеловоды организуют перерабатывающие цеха и фасуют мед. Менее поворотливые вынуждены ограничиваться продуктовыми рынками или “сдаваться” оптовикам (на “сладком” рынке работают 5-6 таких компаний), “выкручивающим руки” отсрочками платежей и низкими закупочными ценами: по сравнению с 2003 г. они уменьшились с 10 грн. до 6 грн. за 1 кг. Это вызывает справедливое возмущение пасечников, подозревающих оптовиков в ценовом сговоре: ведь при таких ценах окупить затраты пчеловодов невозможно. По данным БИЗНЕСа, оптовикам удается контролировать более 40% рынка.
    Еще хуже ситуация с реализацией продукции отечественных пчеловодов на внешних рынках. Несмотря на то что наш мед по качеству сопоставим с чешским и альпийским, которые более всего котируются на мировом рынке, в Европе украинский продукт откровенно игнорируют. Тамошние поставщики мотивируют свое “фе” наличием в нашем меде антибиотиков, используемых для лечения пчел. Тем не менее украинский “левый” мед, попадающий в Европу через Польшу, Чехию и Венгрию (там его “бодяжат” с местной продукцией), успешно перепродают в Германии, Бельгии и Голландии по $9-10 за 1 кг. Ситуация усугубляется отсутствием в Украине лабораторий для исследований меда на соответствие международным стандартам. Результат налицо: отечественных производителей “кидают” иностранные покупатели (в первую очередь — из Германии). По словам Петра Хмары, ведущего научного сотрудника Института пчеловодства, потенциал отрасли используется всего на 10%.

ЭКСПОРТ МЕДА ИЗ УКРАИНЫ, ТЫС. ГРН.
По данным Госкомстата.

СТРАНА
2002 год
2003 год
Январ-июнь
2004 года
Польша
2297
240
380
США
1308
4565
1532
Чехия
178
162
232
Словакия
26
352
387
Другие
820
431
518
Всего по странам
4629
5750
3049

Комментарии специалистов.

Валентин Паньковский (56), директор ООО “Бартник” (г.Изяслав; заготовка и оптовая торговля медом; с 1996 г.; 30 чел.):

    — Вследствие низкой покупательной способности населения развитие пчеловодства возможно только за счет экспорта меда. Если через розничную сеть на внутреннем рынке мы продаем всего 20-40 т меда в месяц, то годовой объем экспорта составляет не менее 5,5 тыс.т. Возможно, столько же вывозится нелегально.
    К сожалению, развитие экспорта сдерживается тем, что ЕС не внес Украину в перечень стран, из которых возможен экспорт меда. Единственным потенциальным потребителем украинского меда после расширения ЕС в 2004 г. остаются США. Дело в том, что Комиссия ЕС по защите прав потребителей требует от Украины предоставления официальной информации об инфраструктуре центрального и регионального управлений пчеловодства и уровне компетентности национальных лабораторий относительно гарантий качества меда. Минагрополитики же не обращает внимания на проблемы пчеловодства и информацию не предоставляет. Поэтому производители продолжают вариться в собственном соку, испытывая трудности с реализацией продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Надежда Горицкая, председатель коллективного предприятия “Нектар” (г.Черкассы; производство меда; с 1954 г.; 26 чел.; 400 тыс.грн.):

    — Я считаю, что производство меда в Украине растет быстрыми темпами. Но прежде чем выходить на зарубежный рынок, стоит подумать о насыщении рынка внутреннего и об уходе от баночно-рыночной торговли продуктами пчеловодства. Свою лепту в развитие цивилизованного пчеловодства должен внести и Кабмин, разработав специальную программу, предполагающую льготное кредитование, обучение специалистов и государственные дотации на развитие системы заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий, а также сети распространения мелкофасованной (20-30 г) продукции. Я думаю, что мед должен доходить до потребителя прежде всего через розничную торговлю и предприятия общественного питания.

Надежда Владыка (47), директор частного предприятия “Владыка” (г.Симферополь; с 2000 г.; 4 чел.):

    — Заготовители меда проигрывают потому, что мед после попадания в торговую сеть сразу становится дороже на 20%. НДС невозможно включить в налоговый кредит, как это делается, например, при заготовке мяса. В обозримом будущем смешно рассчитывать и на льготный кредит для пополнения оборотных средств, необходимых при закупке меда. Что касается внешнего рынка, то мелким производителям экспортные поставки невыгодны, поскольку связаны с подготовкой пакета документов и проведением экспертизы высочайшего качества. В Европе же результаты этой экспертизы могут признать недействительными. Вернуть мед в таком случае будет невозможно, поскольку он подлежит утилизации на месте. Таким образом, нечестные на руку иностранные коллеги могут легко “кинуть” отечественного экспортера.

Журнал "БИЗНЕС" № 38, 20 сентября 2004 года.
 

До початку сторінки

<RETURN TO ENGLISH VERSION>  <ПОВЕРНУТИСЬ ДО УКРАЇНСЬКИХ СТОРІНОК>  <ВЕРНУТЬСЯ К РУССКИМ СТРАНИЦАМ>


bigmir)net TOP 100
Вебмайстер Юрій Мирний