Ситуация
на рынке.
Во времена СССР Украина входила
в пятерку мировых лидеров пчеловодства: на нее приходились одна девятая
количества пчелиных семей (5 млн.) и одна седьмая объемов производства
меда (60 тыс.т.). По данным БИЗНЕСа,
сегодня в Украине разведением пчел и производством меда занимаются около
700 тыс. пасечников, 90% которых — частные предприниматели и любители.
Они-то и не дали погибнуть “сладкому” производству. Несмотря на то что
в 2002-2003 гг. из имевшихся 4 млн пчелосемей было утрачено около 50%,
в 2004 г. их численность вновь достигла 3 млн. А объем товарного производства
меда по сравнению с 2003 г., по словам участников выставки, увеличился
на 10%. Согласно осторожным прогнозам Леонида Боднарчука, директора Института
пчеловодства, сбор меда в этом году составит не менее 40 тыс.т.
Особенностью украинского пчеловодства является мелкотоварное производство: если количество небольших пчеловодческих хозяйств ежегодно увеличивается на 10-15%, то крупных предприятий больше не становится. Ведь в Украине пчеловодство — скорее промысел, нежели бизнес. Недаром 80% участников выставки представляли мелкие и средние пасеки. Среди медовых монстров “засветились” лишь оптовые компании “Бартник” (г.Изяслав), “Медодар” (г.Киев), а также фирма “Нектар” (г.Черкассы), занимающаяся разведением пчелосемей. Из производителей инвентаря и оборудования — кировоградская “Ось”, харьковская “Мелиса”, промышленные пчеловодческие объединения Киева и Хмельницкого, Союз пчеловодов Житомира.
Проблемы
Как сказал один из участников выставки,
“Украина может за 3-4 года залить медом всю Украину и Европу”, если
бы не проблемы со сбытом продукции на внутреннем и внешнем рынках. Настоящим
камнем преткновения для предпринимателей является реализация меда через
торговые сети в розлив. В поисках выхода более шустрые пчеловоды организуют
перерабатывающие цеха и фасуют мед. Менее поворотливые вынуждены ограничиваться
продуктовыми рынками или “сдаваться” оптовикам (на “сладком” рынке работают
5-6 таких компаний), “выкручивающим руки” отсрочками платежей и низкими
закупочными ценами: по сравнению с 2003 г. они уменьшились с 10 грн. до
6 грн. за 1 кг. Это вызывает справедливое возмущение пасечников, подозревающих
оптовиков в ценовом сговоре: ведь при таких ценах окупить затраты пчеловодов
невозможно. По данным БИЗНЕСа,
оптовикам удается контролировать более 40% рынка.
Еще хуже ситуация с реализацией продукции отечественных пчеловодов на внешних рынках. Несмотря на то что наш мед по качеству сопоставим с чешским и альпийским, которые более всего котируются на мировом рынке, в Европе украинский продукт откровенно игнорируют. Тамошние поставщики мотивируют свое “фе” наличием в нашем меде антибиотиков, используемых для лечения пчел. Тем не менее украинский “левый” мед, попадающий в Европу через Польшу, Чехию и Венгрию (там его “бодяжат” с местной продукцией), успешно перепродают в Германии, Бельгии и Голландии по $9-10 за 1 кг. Ситуация усугубляется отсутствием в Украине лабораторий для исследований меда на соответствие международным стандартам. Результат налицо: отечественных производителей “кидают” иностранные покупатели (в первую очередь — из Германии). По словам Петра Хмары, ведущего научного сотрудника Института пчеловодства, потенциал отрасли используется всего на 10%. ЭКСПОРТ МЕДА ИЗ УКРАИНЫ, ТЫС. ГРН.
Комментарии специалистов. Валентин Паньковский (56), директор ООО “Бартник” (г.Изяслав; заготовка и оптовая торговля медом; с 1996 г.; 30 чел.): — Вследствие низкой покупательной
способности населения развитие пчеловодства возможно только за счет экспорта
меда. Если через розничную сеть на внутреннем рынке мы продаем всего 20-40
т меда в месяц, то годовой объем экспорта составляет не менее 5,5 тыс.т.
Возможно, столько же вывозится нелегально.
Надежда Горицкая, председатель коллективного предприятия “Нектар” (г.Черкассы; производство меда; с 1954 г.; 26 чел.; 400 тыс.грн.): — Я считаю, что производство меда в Украине растет быстрыми темпами. Но прежде чем выходить на зарубежный рынок, стоит подумать о насыщении рынка внутреннего и об уходе от баночно-рыночной торговли продуктами пчеловодства. Свою лепту в развитие цивилизованного пчеловодства должен внести и Кабмин, разработав специальную программу, предполагающую льготное кредитование, обучение специалистов и государственные дотации на развитие системы заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий, а также сети распространения мелкофасованной (20-30 г) продукции. Я думаю, что мед должен доходить до потребителя прежде всего через розничную торговлю и предприятия общественного питания. Надежда Владыка (47), директор частного предприятия “Владыка” (г.Симферополь; с 2000 г.; 4 чел.): — Заготовители меда проигрывают потому, что мед после попадания в торговую сеть сразу становится дороже на 20%. НДС невозможно включить в налоговый кредит, как это делается, например, при заготовке мяса. В обозримом будущем смешно рассчитывать и на льготный кредит для пополнения оборотных средств, необходимых при закупке меда. Что касается внешнего рынка, то мелким производителям экспортные поставки невыгодны, поскольку связаны с подготовкой пакета документов и проведением экспертизы высочайшего качества. В Европе же результаты этой экспертизы могут признать недействительными. Вернуть мед в таком случае будет невозможно, поскольку он подлежит утилизации на месте. Таким образом, нечестные на руку иностранные коллеги могут легко “кинуть” отечественного экспортера. Журнал
"БИЗНЕС" № 38, 20 сентября 2004 года.
<RETURN TO ENGLISH VERSION> <ПОВЕРНУТИСЬ ДО УКРАЇНСЬКИХ СТОРІНОК> <ВЕРНУТЬСЯ К РУССКИМ СТРАНИЦАМ> |